Меню Закрыть

Как писать диплом — 5 простых шагов

Заранее прошу прощения за слово «простые». Конечно же, это моё субъективное переживание (после 100500 диплома все шаги простые). Но и сложными их трудно назвать, когда знаешь правила. Если вы не испугались и решили читать дальше, то поехали 🙂


Ничего себе простые!

Всё в этом мире усложняется. И если раньше, «как писать диплом» относилось именно к «взять и написать». То сейчас сюда паровозом зацепили много чего ещё. Давайте рассмотрим.

Итак, написать диплом в современным ВУЗе (и уже не только!), это выполнить 5 шагов:

  1. Взять готовую дипломную работу (специально использую именно этот глагол, поскольку вариантов больше, чем один – написать диплом «собственными руками»).
  2. Поднять ей уникальность.
  3. «Причесать»: сделать плавные переходы и выводы.
  4. Подготовить работу к нормоконтролю.
  5. Подготовиться к защите (сделать доклад/защитное слово и презентацию).

Как писать диплом - 5 простых шагов

А теперь чуть подробнее, как написать диплом самостоятельно.

Как писать диплом. Шаг 1 – Взять готовую дипломную работу

Где же её взять-то, спросите вы. Есть два варианта.

1) Скачать или купить в интернете

Этот вариант, конечно же, совсем не про «как писать диплом». Но поскольку – иметь готовый ВКР для защиты сейчас полдела (смотри выше про шаги), я хочу его упомянуть. Но именно упомянут. Углубляться не буду. Кому интересно – есть отдельная статья тут. Напишу только, что помимо скачивания готового диплома, его ещё можно скомпилировать из нескольких.

Подходит данный вариант в случае, когда стрекоза лето красное пропела до защиты времени осталось в обрез.

Поехали дальше.

2) Написать диплом самому

Тот случай, когда вы один на один с научной работой. Не буду перечислять, что должен делать преподаватель. Некоторые из них вообще «ничего вам не должны» 😉 Короче, если вам не повезло с научруком, ещё не значит, что вам вообще не повезло и вы завалите защиту. Всё поправимо)

Ниже я опишу схему, по которой работаю сама. Не буду спорить или что-то доказывать тому, кто над дипломом работает по-другому. Я описываю только свой собственный опыт. Перефразирую известную фразу: «Я художник автор статьи, я так вижу». Мой сайт, имею на это право 😉

Итак, план дипломной работы. Покажу его на примере ВКР по педагогике.

Если коротко «как писать диплом»:

выбор темы – формулировка понятийного аппарата – составление содержания – черновик введения – раскрытие объекта исследования (1.1.) – раскрытие предмета исследования (1.2. и 1.3) – выводы по первой главе – описание организации исследования (2.1) – описание методик (2.1.) – первое исследование (2.1.) – формирующий этап эксперимента (2.2.) – второе исследование/сравнительный анализ (2.3) – выводы по второй главе – чистовик введения – заключение – литература – приложение.

Ты щас серьезно?

Если «как писать диплом» подробно по пунктам:

0.Опустим момент с выбором темы. Ибо, как говориться, всё не так однозначно)

1.Составляю понятийный аппарат для введения – объект и предмет исследования, цели и задачи, гипотезу и пр. (всё, что по списку требуется именно для конкретной ВКР).

2. Пишу начало введения – актуальность, кто изучал, противоречия. Составляю план* дипломной работы или содержание (то, что идет за титульным листом).

Содержание

Тема, содержание, введение и другие элементы диплома – всё между собой связано. В двух предложениях не объяснить, поэтому есть отдельная статья про структуру ВКР – читайте.

3. Отправляю на первую проверку преподавателю содержание и написанную часть введения. Только ПОСЛЕ согласования с преподом приступаю к дальнейшей работе.

4.Пишу черновик введения.

5.Ищу материал для каждого пункта плана дипломной работы (по каждому параграфу, что написаны в содержании). Во всех доступных мне источниках – книги, собственная база (есть и такое уже), интернет. Помечаю из какого источника взято – фамилия автора, название статьи/книги, ссылка на сайт, страницы. В сети забиваю в поиск, как название темы, так и каждый параграф в отдельности. Смотрю, что есть, что будет полезным. Дальше скидываю в одно место всё, что кажется пригодным. Если видно, что материал подходит к конкретному параграфу, то сразу выкладываю туда. Если «здесь обо всём по чуть-чуть», то просто в общую папку – «материал».

6. Пересматриваю эту папку, сортирую по параграфам. Обязательно указываю, где именно я это взяла (обычно выделяю красным, чтобы в тексте сразу бросалось в глаза). Эти пометки пока только для меня. Для того, чтобы было удобно проставить ссылки и правильно оформить литературу после. Если кому-то интересно, как это делается, напишите в комментариях. Я обязательно набросаю про ссылки/сноски/литературу отдельную статью.

Пишите коменты

7. Обрабатываю материал отдельно по каждому теоретическому параграфу. Убираю то, что повторяется, а также текст, где нет ни фамилий, ни ссылок (обычно этим грешит материал из инета). Структурирую по смыслу – что за чем должно идти. Подгоняю под норму (например, не более 8 страниц, или не менее 6). Делаю выводы. Причем выводы делаю в двух вариантах – короче и полнее. Какой-то при последнем «вылизывании» работы остается в параграфе, какой-то пойдёт в общие выводы по главе. Повторюсь – это я проделываю с каждым отдельным параграфом.

8. Пишу выводы по теоретической главе/главам. Иногда в дипломе их две. Кому интересно почему, можете почитать о структуре ВКР (об этом я уже упоминала, дам повторную ссылку в конце статьи).

9. Просматриваю материал по первому параграфу практической главы. Выбираю методики исследования, которые максимально подходят теме. Здесь, как правило, я возобновляю поиски. Поскольку почти всегда недовольна первичным результатом. В поисковик забиваю уже предметно – «диагностика того-то». Хорошо, если встретиться работа, где можно посмотреть пример, как описывалось диагностическое обследование.

При поиске методик, обязательно учитываю:

— авторство (если не могу его подтвердить, то просто игнорирую);

— как это согласуется с общей темой работы.

Не устали?

10. Описываю организацию экспериментального исследования. То есть, цель, задачи, этапы исследования, выборку испытуемых. Перечисляю методы и методики (иногда без методов). Даю краткое описание подобранных методик. Их подробную характеристику выкладываю в приложение 1.

11. Отправляю на повторное согласование преподавателю, вместе с приложением 1. Обязательно! Пока научрук не одобрит методики, стараюсь не описывать диагностику. Очень часто препод вносит свои коррективы. Уж лучше заранее всё согласовать, чем выполнять «мартышкин труд»**.

На этом этапе написания диплома я своим студентам всегда говорю: «Чем больше замечаний пришлет преподаватель, тем лучше». Во-первых, это значит, что он/она прочитал(а) работу. Для заочников это вообще актуально. Во-вторых, чем больше замечаний сейчас, тем их меньше потом (логично?). В-третьих, это, как ориентир, куда двигаться. Четче ориентир, быстрее и качественнее доберетесь до места – к защите дипломной работы.

Чем больше, тем меньше

12. После проверки исправляю все замечания.

13. Описываю первое диагностическое исследование по каждой методике отдельно. Затем пишу общий вывод по всем методикам. После – вывод по параграфу.

14. Снова пересматриваю материал. Уже той части работы, которая относится к формирующему этапу. Структурирую его по направлениям работы (или задачам или еще как-то, зависит от темы диплома).

15. Пишу вводную часть параграфа 2.2 – цели и задачи, принципы, направления, методику проведения и пр. (всё то, что нужно исходя из логики всей практической работы). Описываю каждое направление в том виде, которое необходимо: коротко перечисляю все мероприятия, заполняю в таблицу тематическое планирование, пишу подробно, как проводилась работа и др. (в каждом учебном заведении свои требования). Отправляю подробности всех «мероприятий» в соответствующие приложения. Делаю вывод по параграфу.

16. Описываю второе диагностическое исследование. Но не пишу его отдельно, а делаю сразу сравнительный анализ – ДО и ПОСЛЕ. Сначала по каждой методике (но уже коротко), потом общий итог сравнения. Делаю выводы по параграфу.

Пункты 13-16 подходят к работам, где проводится формирующий или, его еще называют, психолого-педагогический эксперимент. Сразу хочу отметить, что подходит он не всем. Но если вам интересно узнать о его этапах, то есть отдельная статья – здесь.

17. Пишу выводы по практической главе.

18. Отправляю на третью проверку преподавателю.

19. Исправляю замечания. Если методики были заранее согласованы, то замечаний на этом этапе написания диплома немного.

20. Пишу чистовик введения (черновик я уже написала выше).

21. Затем заключение. Если выводы по главам сделаны правильно, то на этот пункт уходит совсем немного времени.

22. Дополняю список литературы до необходимого количества. Проставляю по тексту ссылки на источники.

Пишите комментарии

23. Проверяю наличие приложения. Всё ли есть. Правильно ли проставлены на них ссылки в тексте. На оформление внимание пока не обращаю. Для этого есть шаг 4 – подготовка к нормоконтролю.

24. Проставляю страницы в содержании.

Страницы

Ну вот, поздравляю, полдела сделано 😊

Далее я опишу покороче, чтобы была ясна общая картина «как писать диплом»))) Для каждого последующего шага есть отдельная статья с подробным описанием. Внизу, как обычно, дам все ссылки.

Как писать диплом. Шаг 2 – Поднять уникальность

Проверка на уникальность – это первое официальное испытание, которое проходит дипломная работа. Разбор полетов от научного руководителя в расчет не берем 🙂

Порог уникальности примерно одинаков для всех ВУЗов:

  • бакалавры – от 60%;
  • магистры – от 70%.

Не пугайтесь, если с первого раза не удаётся пройти проверку. Если я ничего не путаю, то у студента здесь есть три попытки. Для меня первая попытка означает – сравнить цифры ВУЗовской проверки и цифры, которые показывает моя программа. Ну, и понимание, сколько не хватает и кто виноват что делать.

Как писать диплом. Шаг 3 – «Причесать»

Это самый короткий шаг. Здесь я делаю:

  • плавные переходы от параграфа к параграфу;
  • правлю выводы по параграфам и главам;
  • еще раз просматриваю введение и заключение. Если нужно, поправляю.

Работа в принципе готова.  Остается только отформатировать. Соблюсти, так сказать, внешние формальности.

Это еще не всё?

Как писать диплом. Шаг 4 – Подготовить работу к нормоконтролю

Нормоконтроль – это вторая официальная проверка, которую проходит ВКР. Название само о себе говорит: специально обученные люди проконтролируют вашу работу на предмет, правильно ли вы соблюли все нормативы.

Требования по оформлению диплома указаны в методических рекомендациях (называться этот документ может по-разному). Обычно, студентам заранее выдают такую методичку. Все требования можно разделись на две группы:

  • общие для всех учебных заведений (до 90%);
  • индивидуальный регламент каждого отдельного ВУЗа.

Нужно быть готовыми к тому, что с первого раза проверку на нормоконтроль пройти не получится. Если вас это успокоит, то с первой попытки это удается далеко не всем. Даже мне)))

Как писать диплом. Шаг 5 – Подготовиться к защите

Вынесла отдельным шагом. Поскольку в вопросе «как написать диплом» он не менее важен, чем остальные. Ибо саму дипломною работу увидят единицы, а доклад (защитное слово) и презентацию – все.

Если вы правильно написали введение, выводы по главам и заключение, то составить доклад – плёвое дело. Есть специальная схема, куда необходимо подставить уже готовые «куски» из перечисленных мест. Здесь ее описывать не буду, есть отдельная статья (смотри ссылку ниже).

Эту же статью я начала со слов, что, если знаешь правила, то написать диплом не сложно. Я в этом уверена и сейчас, когда заканчиваю свой опус 🙂

Полезные советы, как написать диплом

Осталось только дать общие рекомендации о том, как писать дипломную работу не только правильно и эффективно, но и комфортно.

Вкусные полезные советы

1) Не садитесь за работу невыспавшимися

Человек, который спал 3-5 часов может сделать почти любую работу. Пусть не очень качественно, но может. А поработать умом – нет. Даже не пытайтесь. Только время потеряете. А потом еще раз, переделывая. А переделывать придется по любому! Ибо, у невыспавшегося человека нет самого главного:

— концентрации внимания;

— способности к умственному усилию.

Что нужно сделать? Выспаться. Просто выспаться. Да-да, «как писать дипломную работу» – это прежде всего про здоровый полноценный сон )))

2) Не садитесь за работу с настроением «я не смогу это сделать»

Вообще настрой «Всё плохо, а жизнь – говно» еще никому ни в чём не помог. Это как учиться плавать с гантелями в кармане.

Что нужно сделать? Настроиться «а дай-ка я попробую!». До вас куча народу научилось, и вы сможете.

3) Работайте этапами, небольшими по времени

Мозг с непривычки может «отключаться». Лично я разбиваю работу на такие этапы:

Опять этапы

  • поиск информации. После того, как я пересмотрю тонну материала, мой мозг начинает «свистеть», и я не способна больше ничего сделать;
  • сборка 1 главы;
  • описание первого параграфа практической главы (без исследования), вторая разборка материала;
  • описание методик, сравнительный анализ двух диагностик;
  • описание формирующего этапа;
  • выводы, заключение, оформление ссылок и литературы;
  • подготовка к проверке на уникальность;
  • подготовка к проверке на нормоконтроль;
  • доклад и презентация.

Что нужно сделать? Найти свой ритм написания диплома. Можно разбить мои перечисленные временные отрезки на свои, еще более мелкие. Это ваш мозг, он вам сам и подскажет, как ему удобно 😉

Что еще нужно сделать? Качественно отдыхать между этапами. Переключаться туда, где мозг отдыхает – поесть, поспать, попить чаю, полежать, принять ванну, прогуляться, всё вместе. Большие физические нагрузки не рекомендую. После них сил вообще ни на что не остается.

4) Упростите себе жизнь Заранее задайте параметры

В самом начале работы, выставите некоторые параметры оформления – поля и ориентацию страницы, размер и тему шрифта, отступы и интервалы.

Это нужно для того, чтобы:

— вписаться в установленные объемы. У любого диплома есть строгие рамки по количеству страниц. Если сразу этого не сделать, можно сильно удивиться, как смена шрифта или интервала увеличивает/уменьшает объем;

— меньше форматировать потом, когда дойдете до шага 4.

Что нужно сделать? Найти методичку (или еще какие-то рекомендации ВУЗа). Глянуть там в разделе «оформление дипломной работы» какие параметры нужны именно вашему ВКР. Если у вас такой нет, то можно посмотреть у меня здесь (про шаг 4).

Поведем итоги

Итак, как писать диплом? Нужно сделать всего 5 сократим до 4 шага:

  1. Взять готовую работу.
  2. Поднять ей уникальность.
  3. «Причесать» все переходы и выводы.
  4. Подготовить к нормоконтролю.

Диплом готов. Останется только по выполненной работе сделать доклад и презентацию. Если даже после прочтения это статьи, вам всё ещё не понятно «как писать диплом», приходите ко мне в группу вК, обсудим))


Ниже представлены ссылки на статьи, которые дополняют данную:

Советы про то, как скачать готовый диплом – тут.
Структура дипломной работы – здесь.
По этапам эксперимента – сюда.
Поднять уникальность (шаг 2) – туда.
«Причесать» работу (шаг 3) – щелк.
Про нормоконтроль (шаг 4) – тыц.
Подготовка к защите (как сделать доклад и презентацию) – дыц.


* Слово «план» студенты используют чаще всего и трактуют по-разному:
— план, как содержание работы (то, что идет после титульного листа);
— план, как последовательность (алгоритм действий).
Если честно, я сама не очень люблю это слово именно из-за путаницы значений. Первый вариант я называю – содержанием, а второй – этапами работы. Но использую в статье слово «план» потому, что так удобно читателям)))

** Выражение «мартышкин труд» любила повторять моя школьная учительница по математике. Поскольку я любила и математику, и учительницу, всегда улыбаюсь, когда встречаю это выражение. И сама часто употребляю. Ну, люблю, что поделаешь 🙂 Если кто не знает, оно означает «бессмысленная работа» (спасибо И. А. Крылову и его басне).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: