Меню Закрыть

Выводы в дипломной работе. Шаг 3

Это статья про то, как писать выводы в дипломной работе. Четвертая из цикла «Как писать диплом – 5 простых шагов». Кто на сайте впервые, и кому интересно с чего всё начинается, то вам сюда. Поехали.


Выводы в дипломной работе. Шаг 3

Третий шаг дипломной работы

В прошлых статьях третьим шагом в написании диплома я обозначила – «причёсывание». Когда ВКР уже готова/скачена/скомпилирована, нужно:

  • выправить все выводы (по параграфам и главам);
  • сделать красивые плавные переходы из одного параграфа в другой.

Чтобы пояснить, какое место выводы занимают в ВКР, и почему я выделила их отдельным «шагом», позволю себе небольшую ремарку*.

Структура дипломной работы берётся не с потолка, или как бог на душу положит, или как преподавателю захочется. Это чётко выверенная логическая связка между введением, написанными в нём задачами, выводами и заключением. Я, конечно, сейчас сильно упрощаю. Но для схематического понимания этой связи достаточно.

Итак, схема-связь такая:

Во введении написаны задачи. Исходя из задач планируются параграфы. В конце каждого параграфа подводится итог – вывод. Все итоги-выводы по параграфам «стекаются» в выводы по главе (как теоретической, так и практической). В виде абзаца. Количество параграфов в главе = количеству абзацев-выводов. Выводы из теоретической и практической частей «перетекают» в заключение. Если сократить эту связь до минимума, то получится, что заключение пишется исходя из задач во введении. С помощью выводов по параграфам.

И «причёсывание» или, я еще называю это «вылизыванием» – важный этап в работе над дипломом. Из разрозненных элементов ВКР превращается в логическую структуру с плавными переходами. И это становится видно через введение, выводы и заключение. Поэтому к ним такое пристальное внимание у научного руководителя, разных проверяющих и комиссии.

Серьезно?

Кому интересны подробности о том, как связаны все структурные элементы ВКР между собой можно посмотреть тут.

Получается, что на этом шаге важны не только выводы, но и введение с заключением. Тем не менее перегружать вас лишней информацией здесь не буду. Про «альфу» и «омегу» дипломной работы есть отдельные статьи. В конце, как обычно будут все ссылки. А мы дальше рассмотрим частные варианты выводов.

Выводы по параграфам

Прежде чем писать вывод по параграфу, перечитайте его название. Здесь прямая связь: название параграфа – описание – вывод. То есть, вывод вытекает напрямую из названия. Даже, если убрать сам текст, то смысловая связь должна остаться. Рассмотрим на конкретных примерах.

Если параграф называется «Понятие чего-то», то и в выводе нужно писать именно о понятии. Можно начать формулировать так: «Мы изучили ряд определений понятию НАЗВАНИЕ … Можно отметить, что все они между собой практически идентичны». Или «В психолого-педагогической литературе есть множество определений термину НАЗВАНИЕ … Все они между собой тождественны».

Возможно, и наоборот: «В изученной нами литературе встречается множество определений понятия НАЗВАНИЕ … Но все они очень друг от друга отличаются». Или «В научной литературе нет однозначного определения термина НАЗВАНИЕ …».

То есть, пишите ТОЛЬКО об изученном понятии, что оно означает. Возможно, кто изучал (если это важно в контексте темы). Затем подытожьте: «в рамках нашего исследования мы будем придерживаться такого-то определения…, поскольку он максимально близок теме нашей работы». Или «суммируя все определения, можно сделать вывод, что ВАШЕ ПОНЯТИЕ – это…»** (а дальше сделайте обобщающий вывод по всем изученным определениям).

Пиши выводы сам

Если параграф называется что-то типа «История вопроса», то и в выводе писать про исторические периоды/этапы. Коротко по пунктам: «впервые появился/открыли/использовали», какие-то промежуточные моменты, «на сегодняшний день ВАША ТЕМА находится на стадии…». Если история вопроса напрямую связана с какими-то фамилиями учёных, то указывать и их.

Если параграф называется «Особенности чего-то», то коротко через запятую перечисляете все особенности, которые были изучены. Ну или не через запятую, а с помощью маркированного списка.

В практической главе всё то же самое. Подробнее я дам ниже.

Все варианты я описывать не буду, просто подытожу: вывод по параграфу напрямую вытекает из заголовка. Начать вывод можно переформулируя его название.

Выводы по теоретической части

Вступительное предложение для этого структурного элемента дипломной работы не обязательно. Лично я его не делаю. Но если вы его напишите, вас никто за это не убьёт. Можно и накатать, что-то типа: «теоретическое изучение вопроса ВАША ТЕМА ВКР позволило сделать следующие выводы». А дальше сделать вывод по каждому параграфу. Обычно, я их нумерую. То есть, у меня в выводе по теоретической главе столько пунктов, сколько и параграфов.

Выводы в дипломной работе. Шаг 3

Когда я пишу параграфы, то делаю две «заготовки» выводов. Один короче, другой – длиннее. А дальше уже смотрю, где какой вывод лучше «смотрится». Можно и продублировать сюда выводы из каждого параграфа. То есть полностью повторить. Но, чтобы повторы сильно не бросались в глаза, их лучше немного переформулировать. Попадаются такие преподаватели (почти исчезающий вид), кто внимательно всё читает.

Выводы по практической работе

Чаще всего мне в практической главе приходится описывать психолого-педагогический эксперимент. Поэтому я на его примере и покажу, как писать выводы в этой части ВКР. Данный пример идеально подойдет всем педагогам, логопедам, дефектологам и некоторой части психологов. Остальным придется самим додумывать «по аналогии». Если кому-то будут интересны другие варианты, пишите в комментариях или по обратной связи, задавайте вопросы. Я обязательно отвечу. А пока так.

Давайте сначала рассмотрим, как писать выводы по каждому параграфу практической главы.

В первом параграфе я всегда описываю организацию исследования. Он обычно так и называется. Следовательно, и выводы я пишу примерно так: «Таким образом, мы организовали практическое исследование по ТЕМА ВАШЕЙ ВКР. Для этого мы определили цели, задачи и этапы исследования. Подобрали выборку испытуемых и методики исследования». Это короткий вариант. Если нужно заполнить «белые пятна» на листе, то могу написать более развернуто.

Пишу выводы. Взрыв мозга

С первым параграфом возможно два варианта:

  • описывается только организация исследования – цель, задачи, этапы, выборка, методики;
  • к организации добавляется первичная диагностика.

Во втором варианте, в выводах очень коротко суммирую результаты этой диагностики. Например, после «Подобрали выборку испытуемых и методики исследования» продолжаю «Результаты первичного исследования данных методик показали, что…».

Если диагностика выносится в самостоятельный параграф, то отдельно и нужно сделать вывод по результатам исследования.

Далее идёт описание формирующего этапа. То есть, непосредственно практической работы. В которой есть определенная структура – цель, задачи, направления работы. По каждому направлению – различные мероприятия, методы и приемы. Вот это я и описываю очень коротко в выводах. Например, «В рамках коррекционной работы мы определили несколько направлений… В первом направлении мы осуществили…В рамках второго…». Или «Цель практической работы заключалась в том, что… Для достижения поставленной цели мы определили ряд направлений работы…».

Если в рамках дипломной работы предполагается полный эксперимент, то студент делает еще один параграф. В нем описываются результаты вторичной диагностики. А дальше – вывод по итогу всего эксперимента. Обычно я здесь пишу, что-то типа: «Сравнительный анализ двух диагностик показал, что…». Или «Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что…». Формулировка зависит от названия самого параграфа.

Выводы. Ушел думать

Теперь об общем выводе по практической части ВКР. Вступительного предложения я не делаю и тут. Начинаю вывод я всегда с организации исследования. Но немного не так, как в параграфе. Здесь я пишу: цель, базу исследования и выборку испытуемых. Затем перечисляю названия методик.

После чего очень коротко результаты ПО КАЖДОЙ методике: «Результаты теста (опроса, наблюдения и пр.) показали, что…». Далее – общий вывод по всем методикам: «Суммируя результаты всех методик, можно сделать вывод, что…».

Вывод формирующего этапа, начинаю так: «После результатов первичной диагностики мы организовали коррекционную работы с целью…». Или «Результаты, полученные на констатирующем этапе, позволили организовать и апробировать практическую работу, в рамках которой мы …».

Для контрольного этапа выводы формулирую примерно так: «После апробации коррекционных мероприятий, мы провели повторную диагностику с целью проверить эффективность нашей работы. Сравнительный анализ показал, что…». Или «Для проверки эффективности нашей коррекционной работы, мы провели диагностику повторно, используя те же методики. Сравнительный анализ двух диагностик показал, что…».

Напомню, что количество пунктов в выводах по главе = количеству параграфов в этой самой практической главе. Сколько параграфов, столько и пунктов.

Советы, как писать выводы

О плавных переходах отдельный пункт писать не буду, это скорее про общие рекомендации. Поехали.

Это еще не все выводы

1) Между параграфами должны быть плавные переходы

Что я имею ввиду? Когда читаешь художественную книгу, не возникает вопросов – одна глава плавно вытекает из другой. Так и тут. Должна быть логика в переходе от одного параграфа к другому. Как это происходит в научном тексте?

Во-первых, вывод параграфа должен логически указывать на следующий. Например, если вы описываете особенности какой-то проблемы, то в выводе, естественно, сначала перечисляете эти особенности. После заканчиваете тем, что данная проблема и ее особенности выправляются с помощью коррекционной работы. А следующий параграф у вас как раз про коррекцию данной проблемы.

Во-вторых, в начале каждого параграфа должно быть логическое вступление. Если оставить этот же пример, то начать можно так: «Проблему ТАКУЮ-ТО можно решить, организовав специальную коррекционную работу».

Не буду грузить вас примерами. Надеюсь, что мысль понятна.

Больше примеров

2) Не должно быть цитат

Если в самом параграфе цитаты могут быть, то в выводах – нет. Даже, если это определение какому-то понятию. Прямого переписывания чужих слов быть не должно.

Вообще лучше не перегружать работу чужими цитатами. По возможности старайтесь их переформулировать. В идеале – описать саму идею автора, как вы её понимаете.

3) Количество параграфов = количеству выводов

Еще раз, структура работы берётся не с потолка. Если в теоретической или практической главе есть параграф, то по нему ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно сделать вывод.

4) «Таким образом»

Лично я всегда заканчиваю любой параграф именно таким словосочетанием. Это самый распространенный способ начать писать вывод. Если есть необходимость подытожить что-то внутри параграфа, то я этот итог выделяю с красной строки и начинаю со слов – «итак» или «то есть».

Но могут быть и другие, более развернутые варианты:

  • «подводя итог всему вышесказанному, можно сделать выводы»;
  • «изучив литературу по теме исследования, мы сделали такие выводы»;
  • «проанализировав психолого-педагогическую (или еще какую-то) литературу, можно сделать следующие выводы».

Из перечисленных фраз можно натусовать ещё какое-то количество вариаций.

В моём случае, выводы получаться чуть покороче, в перечисленных вариантах – длиннее. Поскольку будут идти перечисления выводов в виде маркированного списка. Второй способ можно использовать, если необходимо увеличить объём работы. Или заполнить «белые пятна» на странице (об этом я писала в статье про нормоконтроль).

Я уже не уверен, что хочу писать выводы сам

Подведем итоги

Итак, в написании дипломной работы нужно уделить особое внимание выводам. Структура ВКР – это четко выверенная логическая связка между введением, написанными в нём задачами, выводами и заключением. Я не преувеличу, если скажу: от того, как будут написаны выводы по дипломной работе, будет зависеть итоговая оценка на защите.


Ниже представлены ссылки на статьи, которые дополняют данную:

Про 5 шагов – здесь.
Про то, как связаны между собой структурные элементы диплома – тут.
Как писать введение – туда.
Как писать заключение – сюда.


* Ремарка – в смысле небольшое уточнение. Французы, такие французы))) Красивое же слово придумали?!

** хочу сказать, что приведенные формулировки – это ПРИМЕРНОЕ написание. Конечно, вы можете сформулировать как-то по-другому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: