Меню Закрыть

Структура дипломной работы – элементы, советы, пример

Как обещала — структура дипломной работы. Если вы впервые на сайте, то правильно делаете, что начинаете именно с этого материала. Понять, из чего состоит структура ВКР, какой логикой связаны между собой структурные элементы, – важно. Это значит, что шансы сделать дипломную работу самостоятельно, возрастают многократно. Структура – это каркас, скелет любой ВКР. Не буду долго томить вступлением. Поехали.

Почему «структура» диплома?

Всем известно, что структура дипломной работы – это чёткая основа, строгие требования ГОСТа и т.д., и т.п. Но ПОЧЕМУ это так? «От куда ноги растут», как говориться. Давайте разбираться.

Надо исходить из того, что любая ВКР – это научное исследование. И тогда «всё встаёт на свои места». Есть целая наука, как правильно проводить научное исследование*. Она-то и задает эту самую структуру диплома. Студент в техникуме, магистр в ВУЗе, аспирант и докторант в аспирантуре, ученый в НИИ – все делают свои работы по одной схеме! Отличаются такие труды только научной новизной и значимостью.

На рисунке ниже я нарисовала общую структуру любой научно-исследовательской работы.

Структура дипломной работы

Часто в дипломах дополнением идут различные «вставки» между титульным листом и содержанием. Это может быть реферат или лист с заданием. Но такое практикуют не во всех ВУЗах.

Поехали дальше.

Внутренние связи в структуре ВКР

Как я не раз писала, дипломная работа – это не сборище отдельных параграфов, это стройная логическая система. И «красная нить», которая сшивает все элементы этой системы, – замысел исследования. Идея, смысл, задуманный план действий – эти определения «замысла» сюда очень подходят. Как бусины на нитку, нанизываются все элементы на замысел. И чтобы «украшение» получилось красивым и правильным, «нанизывать» нужно в определенном порядке. Зубрить его не нужно, тут всё очень логично.

Для чего нужно сначала один раз разобраться в этой логике? А что потом легко и просто составить структуру любого диплома.

Рассмотрим последовательность цепочки элементов этой системы (в смысле, диплома), чтобы стала чётче видна логика. Возьмем за основу, что студент сам выбирает свою тему ВКР.

Вот прям сам?

1) Проблема и тема исследования. Всё начинается с того, что ученый студент интересуется какой-то проблемой или даже целой проблемной областью. Я повторюсь, сначала возникает интерес к какой-то проблеме. И лишь после формулируется тема исследования – составная часть проблемы**. Её словесное очертание. Для диплома важно, чтобы тему можно было изучить не только с теоретической, но и с практической стороны.

Формулировка темы – важнейший этап в написании дипломной работы. Тема «задает направление» остальным элементам. Даже одно изменённое слово в теме может привести к смене всего остального.

2) Из темы исследования логически «вытекают» объект и предмет этого самого исследования. Объект – это явление (процесс, совокупность отношений), которое порождает проблемную ситуацию. Ту, самую проблему, про которую я писала выше.  Предмет – часть объекта, которую планируется непосредственно изучить.

3) Из предмета исследования вытекают цель и задачи. Цель – это краткое и точное описание конечного результата. Чтобы сформулировать цель-результат, нужно сначала понять, ЧТО и ЗАЧЕМ вы изучаете. А это предмет исследования. Именно, поэтому сначала предмет, только потом цель.

Так просто

Задачи – это действия, которые позволяют эту цель достигнуть.

Первой задачей, чаще всего, раскрывается объект исследования. Его природа, сущность, структура.

Вторая задача показывает состояние предмета.

Третьей задачей анализируется способность решить проблему.

Четвертая – попытка практического решения.

На этом этапе уже можно составить предварительное содержание ВКР (то, что идет за титульным листом):

  • 1 задача – это параграф 1.1;
  • 2 задача – 1.2;
  • 3 задача – 1.3;
  • 4 задача – практическая глава.

Второй вариант содержания – четвертую задачу «разбиваем» на 2-3 части (по этапам эксперимента). То есть, задачи задают структуру дипломной работы.

Если предмет исследования – это стык двух больших и самостоятельных областей, и для понимания предмета необходимо раскрыть обе области, то лучше сделать 2 главы. Например, «внедрение телесно-ориентированной терапии в комплексное сопровождение детей с ОВЗ». Очевидно, что такие области, как «телесно-ориентированная терапия» и «комплексное сопровождение детей с ОВЗ» – это две большие и самостоятельные научные сферы. И я бы разделила такую работу на три главы, две из которых – теоретические. И тогда, глава 1 раскрывает объект более детально, а глава 2 полностью посвящена предмету.

Задумался

По итогу имеем: в основе структуры диплома лежит объект, предмет и задачи исследования. Именно, поэтому, сначала нужно разработать понятийный аппарат***, а потом уже писать содержание.

4) Гипотеза исходит из предмета и цели. Формулировка предмета задает границы гипотезы, а цель – её содержимое. Если упростить до максимума, то гипотеза – это развернутое предположение, что (предмет) и как повлияет на конечный результат (цель).

А дальше нужно только определиться, как именно, и с помощью каких инструментов, мы эту гипотезу будем подтверждать/опровергать. Отсюда вытекает и методика исследования, и её непосредственное воплощение. А это уже практическая глава. Об этом в отдельной статье здесь (про этапы эксперимента).

То есть, гипотеза детализирует практическую часть диплома.

Я всегда работа именно так: сначала продумываю объект, предмет, цель и задачи, затем пишу черновик содержания. После прорабатываю предварительную гипотезу. Правлю пункты содержания, где чётче прописываю названия практических параграфов. И только после этого приступаю к написанию диплома.

То есть, к моменту, когда вы сядете за ВКР, у вас уже должна быть структура дипломной работы. Конечно, в процессе написания возможны корректировки. Но кардинально в перечисленных элементах ничего не меняться. А если меняется, то нужно всё переосмысливать заново. Начиная с проблемы и темы.

Лучше не менять структуру ВКР

Элементы структуры диплома

Надеюсь, с логической связью всё понятно. Теперь же рассмотрим коротко каждый элемент. Титульный лист и содержание в структуре дипломной работы я пропущу, это больше относиться к формальностям (о них будет в рубрике «оформление»).

Введение

«Лицо» выпускной квалификационной работы. Объём введения не должен превышать 10% от всей ВКР.

Когда описывала логическую связь, почти все части введения уже указала. Здесь же я просто последовательно их перечислю:

  • актуальность темы;
  • степень разработанности;
  • противоречия и проблема;
  • тема исследования;
  • объект и предмет;
  • цели и задачи;
  • гипотеза;
  • методы;
  • структура дипломной работы.

Это минимум того, что должно быть. Всё зависит от ВУЗа и вида научно-исследовательской работы: курсовая, диплом бакалавра, магистерская ВКР, диссертация и пр.

Подробнее о введении здесь.

Основная часть (главы)

Данный элемент структуры ВКР включает в себя все главы и параграфы. Это самая объёмная часть дипломной работы. Занимает примерно 75% всей ВКР.

Основная часть состоит из двух «подчастей» – теории и практики. Классика жанра – 2-3 главы: 1-2 теоретические, одна практическая глава. Пару раз я встречала, наоборот, одна теоретическая, 2 – практические. Но это очень редко.

Каждая глава разбивается на параграфы (или разделы). Возможные варианты я свела в схему ниже.

Основная часть 1

Конечно, можно ещё помельчить, добавив подразделы (смотри ниже на картинке). Как по мне, это только утяжеляет содержание. Хотя, почему нет, если такая разбивка в логике темы, объекта и предмета исследования.

Основная часть 2

Объем глав и параграфов – устанавливаемая мера. Все элементы структуры дипломной работы находятся в определенных пропорциях. Соотношение теории и практики примерно 50/50.

Иногда, в методических рекомендациях указывается количество страниц каждого параграфа. Например, не меньше X или не более Y. Если такой подсказки нет, то я сама высчитываю среднее значение. И стараюсь его придерживаться.

Первая глава (или первые две) всегда теоретическая. Здесь анализируется и обобщается весь научный материал, который был изучен по теме. В идеале – даётся собственное мнение по вопросу. Обязательно описываются какие-то теоретические выкладки, которые потом лягут в основу практического исследования. Если этого не сделать, то работа выглядит, как грубая компиляция несвязанных между собой кусков.

Практическая глава (вторая или третья по счету) имеет опытно-экспериментальный характер. То есть, вы опытным путем («собственными ручками») проверяете свою гипотезу на практике (в эксперименте). Эту часть работы можно назвать творческой, как по содержанию, так и по стилю изложения. Без фанатизма, конечно. Стихи тут ни к чему. Если только это не филологический анализ произведений поэта)))

Как это без стихов?

Заключение

Это самая маленькая часть структуры диплома. По объёму не более 5% от всего текста. У меня выходит три страницы, крайне редко четыре.

Здесь описываются итоги всей дипломной работы. Иногда прописываются и дальнейшие научные перспективы. Как писать заключение есть отдельная статья – тут. Не буду повторяться.

Список источников

Требования по литературе обязательно прописываются в методических рекомендациях: количество, что именно должно входить, год издания, как оформлять и пр. По количеству есть негласное правило: N источников = N страниц ВКР (приблизительно!). Список включён в общую нумерацию.

По объему может занимать до 10% от всей ВКР.

Кстати, для проверки на уникальность часто просят этот элемент структуры дипломной работы убрать.

Приложение

Эта часть структуры диплома необязательна, но практически всегда присутствует. Сюда убираются все громоздкие таблицы матстатистики, бланки опроса и тестирования, конспекты занятий и прочие иллюстрации.

Раньше нумерация у приложения была отдельная, сейчас включена в общую. Что будет завтра, не знаю)))

А кто знает?

Пример структуры дипломной работы

Чтобы было окончательно понятно, накидаю на коленке пример структуры дипломной работы. Возьмем проблему:

В последнее время детей с РАС (расстройства аутического спектра) становиться всё больше и больше. Вопрос о их социализации и коррекции поведения – очень актуальный. Поиск эффективных методов ведется постоянно. На сегодняшний день комплексное сопровождение таких детей призвано решать проблему социализации и коррекции. Но и оно – не панацея. В последнее время набирает популярность телесно-ориентированная терапия (ТОТ). Ее значимость и эффективность доказывают многие ученые: психологи, врачи, нейрофизиологи. Уже есть положительные примеры использования ТОТ и с детьми-аутистами.

Сформулируем проблему чётче: «Как внедрение телесно-ориентированной терапии будет способствовать более эффективному сопровождению детей с РАС?».

Тема – «Внедрение ТОТ в комплексное сопровождение детей РАС».

Объект исследования – комплексное сопровождение детей РАС.

Предмет исследования – процесс внедрения ТОТ в комплексное сопровождение детей РАС.

Цель – теоретически и практически изучить эффективность внедрения ТОТ в комплексное сопровождение детей РАС.

Задачи:

1) Раскрыть понятие и содержание комплексного сопровождения детей с РАС (объект).

2) Дать характеристику ТОТ, определить ее возможности (предмет – понятие, суть явления).

3) Изучить использование ТОТ в работе с детьми-аутистами (анализ предмета, как он может решить проблему).

4) Провести экспериментальную работу по внедрению ТОТ в комплексное сопровождение детей РАС (попытка практического решения).

Гипотеза заключается в том, что внедрение ТОТ (предмет) будет способствовать более эффективному комплексному сопровождению детей с РАС (цель). Из гипотезы понятно, что необходим полный эксперимент со всеми этапами. Следовательно, это отразиться в структуре ВКР.

Теперь можно сформировать содержание. Пример структуры дипломной работы, который только что разобрали, на картинке ниже.

Пример структуры дипломной работы

Как-то так 😊 Вариант не идеален, но как пример структуры дипломной работы достаточен.

Ну и советы, куда без них.

Советы по созданию структуры ВКР

Если честно, долго думала, что сюда можно написать. В конечном итоге, решила, что два момента всё же нужно осветить.

1. Логика, логика и еще раз логика

Вы уже поняли, что структура дипломной работы подчиняется логике научного исследования, а значит, его замыслу. И от него отступать и уходить в сторону не следует. Обычно, этим «грешит» первый теоретический параграф, который про объект. Как его название, так и содержание.

Даже если с названием параграфа вы справились, обратите внимание, что вы в него пихаете. Очевидно, что этот самый объект – понятие очень широкое, его подсветить можно с разных сторон. Можно, но не нужно! А многие так и делают))) Как раскатают всё, что они нашли. Больше, не значит лучше)))

Что делать? Каждый раз задавать себе вопросы: «Это в рамках моей темы или нет? От этой мысли становиться понятнее моя идея, проблема, которую я изучаю?».

2. Структура диплома – это всегда субординация

Структура дипломной работы, как воронка: с самого широко до узкого смыслового понимания. Самая широкая – тема, затем – глава, после – параграф. Что это значит на практике?

Нельзя называть параграф, как главу, а главу, как тему. Ибо они не равнозначны. Это как, палец – часть руки, а рука – часть тела. Так и со структурными элементами диплома.

Что делать? Чётко выстроить в голове логическую связь, про которую я писала выше. Если она есть, то и проблем с иерархией элементов нет. Ну, или приходите ко мне в группу в Контакте со своей темой, будем вместе разбираться)))

Приходите, будем дружить

Подведем итоги

Итак, структура дипломной работы – это не просто последовательная череда параграфов, начиная с введения, заканчивая заключением. Причём, непонятно кем придуманная. Это чёткая логически разработанная система, где одно вытекает из другого.

«Красная нить» всей структуры диплома – замысел исследования. На него цепочкой нанизываются элементы: выбор актуальной проблемы – формулировка темы – определение объекта и предмета – постановка цели – «расщепление» цели на задачи – разработка гипотезы. Только после этого можно «рисовать» структуру ВКР.


Ниже представлены ссылки на статьи, которые дополняют данную:

Про этапы эксперимента, и как они связаны со структурой ВКР – здесь.
Как писать введение – тут.
Как писать заключение – сюда.


* Наука, которая разрабатывает правила для научного исследования, называется методология. Этим словом много чего еще называют. Если кому-то реально интересно, могу и об этом статью написать (есть тут смайлик «сомнение»?).

** Является ли тема частью проблемы – это спорный вопрос в методологии))) У разных авторов разное мнение. Просто подумала, что для понимания структуры дипломной работы эту мысль можно использовать. А что там за «разборки» устраивают в научном сообществе, не имеет значения.

*** Понятийный аппарат – это общее название тех самых элементов, связь между которыми мы рассмотрели выше (проблема и тема, объект и предмет, цель и задачи, методы и пр.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: