Меню Закрыть

Заключение – что входит, как писать

Вот мы и добрались до финишной прямой. Заключение – финальный аккорд любой научной работы. Что бы вы не писали – курсовую, диплом, диссертацию – в конце всегда ставиться символическая точка*. Вот о ней и поговорим в этой статье. Поехали.

Заключение – это

Как обычно, два слова о самом термине. Что такое заключение? Только вчитайтесь в эти определения:

  • завершение чего-либо;
  • последняя часть текста;
  • утверждение, сделанное на основе выводов.

Как говориться, заключение не зря назвали заключением))) Заключение – это последняя часть текста диплома или курсовой, логическое завершение исследования, сделанное на основе выводов всей научной работы. То есть, это короткий итог всего научного исследования. Может быть поэтому в структуре ВКР это самая маленькая часть? Не более 5% от всего текста.

Пока все понятно

Связь заключения с другими элементами

Прежде чем перейдем к разделу «как писать заключение», важно понять, в каких связях находится это самое заключение с другими структурными элементами. Важно потому, что однажды это поняв, будет просто писать любое заключение любой научной работы.

Формально, связь такая:

Во введении прописывается понятийный аппарат (объект и предмет, цель и задачи). Затем задачи ложатся в основу параграфов. Выводы по параграфам идут в выводы по главам и в заключение. То есть, грубо говоря, заключение = итоги по решению задач, поставленных во введении.

Подробнее о связи всех элементов можно почитать в статье про структуру ВКР (внизу, как обычно, дам все ссылки).

Зная эту логическую связь, можно приступить к непосредственному написанию заключения.

Как писать заключение

Есть простая последовательная схема-алгоритм, как это делать. Заключение диплома и курсовой очень похожи, как и любой другой научно-исследовательской работы. Про отличие напишу чуть ниже, а пока общая схема-максимум для любого заключения.

Схема заключения

Итак, схема:

1.Небольшое вступление. Два-три предложения об актуальности проблемы, которую вы изучали. Можно взять из введения. Только обязательно переформулируйте. Простое копирование выглядит очень топорно. А главное, заметно. Поскольку все проверяющие читают введение и заключение очень внимательно.

2. Напоминание о цели исследования. Позади исписано не менее 30 листов основной части научной работы. Читающий уже забыл с чего всё началось))) Поэтому лучше повторить, что целью было то-то и то-то. Обычно я её (цель) чуть-чуть перефразирую. Если во введении было «исследование процесса коррекции», то в заключении уже «исследовать процесс коррекции». А дальше фраза, что-то типа «в рамках этой цели мы решили следующие задачи».

3. Краткое описание этапов (по задачам). Если вы правильно написали выводы по параграфам и главам, то это «плёвое» дело (ссылка о том, как писать выводы будет в конце статьи).

Как делаю я: копирую задачи из введения. Меняю глаголу форму. Было – «раскрыть понятие», стало – «раскрыто понятие». Поскольку это в логике заключения – «в рамках цели БЫЛИ РЕШЕНЫ задачи». Затем копирую выводы из параграфов и глав (свой под каждую задачу). И переформулирую, чтобы не повторяться.

1 задача – 1 пункт.

4. Подтверждение или опровержение гипотезы. Обычно, это совпадает с последней задачей, когда нужно показать, что найденное нами решение проблемы было эффективным. Либо идет сразу за ней (последней задачей). Выглядит это примерно так: «Повторная диагностика показала, что результаты детей существенно улучшились. А это доказывает, что проведенная практическая работа была эффективной. Это в свою очередь, подтверждает гипотезу исследования. Которая звучала так…». Гипотеза может быть поставлена и в ином контексте, но смысл тот же: по ней нужно сделать какой-то логический вывод.

5. Рекомендации. По итогу исследования очень часто даются рекомендации. Если они есть, то нужно их вкратце перечислить. Самое основное и главное. И помните, что по объёму заключение – самая короткая часть.

6. Описание дальнейшей перспективы научного исследования. Если дать шуточный девиз современной научной парадигме**, то я бы сказала так «Есть у исследования начало, но нет у него конца». Завершение одного научно-исследовательского труда – это всегда начало другого. Так и пишите, что по итогу ЭТОЙ работы уже намечена новая, но обязательно в логике старой)))

7. Итог, точка, «таким образом». Можно формально – «цель достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена, намечены дальнейшие направления исследовательской работы». А можно придать индивидуальность и написать что-то своё. Это уже зависит от темы.

А где примеры?

А теперь обещанные различия.

Заключение дипломной работы

В идеале, в заключении диплома должны быть все вышеперечисленные элементы. Но идеал на то, и недосягаемая штука, чтобы туда не дотягиваться. Поэтому, что обязательно нужно написать:

  • вступление;
  • цель исследования;
  • описание этапов (решение задач);
  • подтверждение/опровержение гипотезы (если она была во введении);
  • рекомендации (если они были в практической главе);
  • итог.

Чаще всего, в дипломе есть либо гипотеза, либо рекомендации. Что-то я нечасто встречала и то, и другое.

Объём, как уже было написано, 5%. Это в страницах – 3-4 штуки. Я обычно стараюсь уложиться в три.

Заключение курсовой работы

Теоретически, здесь могут быть все описанные элементы. Если сама курсовая сложная – имеет полный эксперимент со всеми тремя этапами. Встречались мне такие работы. Ужас!

Но чаще всего, в заключение курсовой работы достаточно написать:

  • вступление;
  • цель исследования;
  • описание этапов (решение задач);
  • итог.

То есть, как правило, в курсовой нет контрольного этапа эксперимента и нет матстатистики, а потому нет гипотезы. А вот с рекомендациями – тут возможно. Если во введении стоит задача – разработать рекомендации, тогда и в заключении они должны быть.

Как правило, здесь нет и описания дальнейшей перспективы научного исследования. Если только студент по собственной инициативе не захочет это написать. Например, если он точно знает, что его курсовая ляжет в основу диплома. И он (студент) точно знает как именно «ляжет». Как по мне, то выглядит это очень круто.

Объём в страницах – не более 2 штук. У меня всегда строго две. На один лист ни разу не помещалось заключение курсовой работы)))

Чё правда?

Главное же отличие заключения дипломной работы от заключения курсовой – глубина, самостоятельность и значимость выводов.

Глубина выводов. В дипломе уже на этапе выбора темы предполагается, что цель научной работы будет серьезнее, шире и глубже, чем в курсовой. Следовательно, и выводы будут разной аналитической глубины. Именно поэтому объём заключения диплома больше.

Самостоятельность выводов. В заключении курсовой вы можете построить выводы на основе анализа чужих работ (чаще всего именно так и происходит). В заключении же дипломной работы хотя бы часть выводов студент должен сделать сам. В идеале – все, но про идеал я уже писала))

Практическая и теоретическая значимость выводов. Диплом – это итог всего обучения. В нем нужно показать, что усвоены ВСЕ знания. Что студенту доступен высокий уровень обобщения, анализа и синтеза имеющихся теоретических положений. А заключение дипломной работы – и есть такой уровень, «выжимка» всего учебного процесса.

Часто практическая глава диплома пишется на основе преддипломной практики (которая самая большая по объёму). То есть, своим дипломом, студент должен показать, что он «шарит» не только в теории, но и практике. Что он уже фактически готовый специалист. А его работу реально воплотить в жизнь, что называется, «бери и делай».

А курсовая – это учебная работа, своеобразный пробник научной деятельности. Её цель – показать, что студент научился отдельным навыкам (искать и анализировать информацию, проводить диагностику и пр.).

То есть, в дипломе теоретическая и практическая значимость обязательны (даже, если они и не прописаны во введении), а в курсовой – нет.

Поехали дальше.

Пример заключения

На картинке ниже я покажу один пример заключения из моих старых работ.

Заключение. Пример

Это было заключение курсовой работы, если что)))

Полезные советы, как писать заключение

В целом, я уже выше обо всём упомянула. Просто заострю внимание на важных моментах:

  • сразу пишите правильно выводы по параграфам;
  • не копируйте топорно выводы из глав, лучше ещё раз их переосмыслите;
  • даже, если это заключение курсовой, всё равно старайтесь писать самостоятельные выводы. Это хорошая практика, потом в дипломе будет существенно легче;
  • следите, чтобы текст был логически связан (актуальность проблемы позволила поставить такую-то цель, в рамках которой были решены такие-то задачи. Решенные задачи позволяют сделать общий вывод и наметить дальнейшие перспективы научного исследования);
  • не формулируйте выводы слишком заумными и длинными фразами. Потом заключение «пойдёт» в защитное слово. То есть, вам ЭТО придется зачитывать вслух. Лучше заранее облегчить себе жизнь)))

Вроде, всё перечислила. Возможно, у кого-то появятся вопросы, пишите их в комментариях. Я обязательно отвечу)

Пишите коменты

А кто хочет полноценного общения, приходите ко мне в группу в контакте.

Подведём итоги

Итак, почему важно написать идеальную «концовку» диплома/курсовой? Если введение – это «лицо» научного исследование, то заключение – это «правильный выход из разговора». А как говорил известный советский киноперсонаж***, запоминается последняя фраза. То есть, во-первых, к заключению – самое пристальное внимание. А, во-вторых, именно оно идёт в основу будущей защиты. Удачно написанное заключение – 50% успеха всей работы.


Ниже представлены ссылки на статьи, которые дополняют данную:

Про структуру ВКР – здесь.
Как писать выводы – тут.


* Если вдруг кому-то интересно, почему точка «символическая», отвечу тут. Ремарка – использую слово «символично» в значении «формально, для вида». А теперь ответ – потому что в рамках современной научной парадигмы реальную «точку» в научном исследовании поставить невозможно. Любым исследованием движет гипотеза. А за подтверждением или опровержением последней, следует выдвижение новой. И так до бесконечности)))

**Научная парадигма – если по-простому, это правила ведения научной деятельности. Ученые «договариваются» между собой, какие правила считать действующими. Как и любые правила, парадигма может быть заменена. Обычно так и происходит после научной революции. Кто хочет знать больше, может почитать Т. Куна.

***Если кто не знает, это фраза Штирлица из фильма «17 мгновений весны». Погуглите этот отрывок)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: