Меню Закрыть

Доклад – что это, виды, как писать

Начинаю небольшой цикл статей про доклад и реферат. Разберёмся сначала, что такое доклад, что у него «внутри» (немного про содержание и структуру), какие виды бывают. Долгого вступления не будет. Поехали.

Доклад это

Доклад это…

Сразу нужно сказать, что это, в первую очередь, научная работа. Со всеми вытекающими. То есть, всё, что присуще любому научному труду – стиль, структура, содержание.

Само же слово — наше, русское. Произошло от славянского глагола «докладати», которое, в свою очередь, производное от «кладати», то есть от слова «класть». Встречалось уже в 15 веке. Мне кажется, именно потому, что слово «наше», оно интуитивно понятно.

Это письменная форма устного выступления. Видимо, изначально было так: кому-то предстояло выступить с устным сообщением, и чтобы не забыть тезисы, их записали. Есть даже устойчивое выражение, которое встречается в умных книжках по методологии* – «тезисы доклада». А затем уже всё перевернули «с ног на голову»: сочиняли письменный вариант выступления, подгоняли его под регламент и только после этого зачитывали.

Это еще и итог сделанного. То есть, выступить с докладом – это подытожить и рассказать о проделанной работе.

Цель вытекает из его сути – выступить на каком-то занятии, семинаре или конференции. Иногда, преподаватели используют его, как форму экзамена или зачета. Но выступление – это внешняя сторона. Содержательная цель доклада, если смотреть глобально, – сформировать у студента умение самому проводить исследовательскую работу, делать по ней краткие выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения. А поскольку, доклад – это всё же публичное мероприятие, развивать умение выступать на аудиторию.

Доклад часто путают с рефератом. И не мудрено! Не удивлюсь, что и некоторые преподаватели не понимают разницы между ними. Кому интересно, в чём эта разница состоит, может посмотреть тут. А про реферат – здесь.

Доклад и реферат

А мы поехали дальше.

Содержание

Что внутри? О чём бывает? О чём угодно. Любая научная тема может лечь в основу доклада. Важно уяснить, что доклад – это не «о чём», а «как». Это форма подачи исследуемого материала. Своеобразный отчёт о проделанной работе. Но сам процесс исследования одинаков для всех научных трудов, как бы они не назывались – доклад, реферат, курсовая, диплом, диссертация и пр. Мне кажется, что путаница происходит именно от того, что в определении и того, и другого упоминается «научное исследование». А всё просто – научное исследование может быть с «докладом», а может быть и без него.

Как правила, преподаватель раздаёт студентам темы. Крайне редко, даётся право выбора. А дальше юный исследователь (не сильно пафосно?) эту тему изучает вдоль и поперёк. Процесс исследования, подробное описание его этапов в докладе не пишут. Только главные тезисы**, итоги и выводы. И свою точку зрения.

Структура

Как я уже писала выше, доклад – это, в первую очередь, научная работа. Следовательно, он состоит из обязательных частей, характерных для всех научных трудов:

  • введение или вводная часть,
  • основная часть,
  • заключение или выводы.

Рассмотрим коротко все элементы структуры.

  1. В вводной части докладчик должен рассказать, в чём актуальность выбранной темы, в чём её ценность. Можно коротко проанализировать изученные источники.
  2. Основная часть содержит все главные научные положения***, которые студент «нарыл» в специальной литературе. Здесь можно и нужно «прикрываться» фамилиями умных учёных, чьи труды были изучены.
  3. Слово «выводы» говорит само за себя. Здесь нужно подвести итоги всему изученному. Высказать свою точку зрения. Аргументировать её. Возможно, внести предложение по поводу дальнейшего исследования.

Всё понятно с докладом

Поехали дальше.

Виды докладов

Какой-то устоявшейся классификации нет. По крайней мере, я о ней не слышала. Опишу те виды, о которых знаю сама.

Если за критерий классификации взять изложение материала, то можно выделить:

  • устный с обязательным выступлением (то есть, бумажный вариант вы преподавателю не сдаёте, его вы пишите для себя, чтобы чётко без пауз раскрыть свою тему перед аудиторией);
  • письменный – письменное изложение с обязательной проверкой у препода (иногда даже без публичного выступления).

Устный доклад часто сопровождается презентацией. Но по стилю лучше немного упростить, чтобы никто на выступлении не уснул)))

По содержанию может быть:

  • краткий – короткий итог важной информации, выявленной из исследования;
  • подробный – детальное описание, в котором излагаются не только конечные, но и промежуточные итоги.

Последний чаще бывает письменным. Наверно потому, что никто не хочет слушать долго подробный нудный обстоятельный рассказ)))

По структуре может быть:

  • линейным – рассматривает узкую тему, которая раскрывается последовательно;
  • разветвлённым – охватывает несколько аспектов исследуемой темы.

Последний раскрывается блоками-подтемами. Один блок – один какой-то аспект темы. Последовательность раскрытия этих блоков может варьироваться.

Исходя из цели может быть:

  • выступление (на семинаре, конференции, просто занятии и пр.);
  • зачет (как итоговая оценка по учебному предмету).

Если вы знаете ещё какой-нибудь вид доклада, пишите в комментариях. Буду рада просветиться)))

Виды докладов

Что ещё нужно знать

Зная, что такое доклад, его суть и структуру, а также для чего он предназначен, можно логически вычислить некоторые моменты:

  • количество страниц;
  • источники;
  • стиль написания.

Давайте сверим, одинаково ли мы это понимаем.

1) Количество страниц устного доклада будет зависеть от регламента выступления. То есть, исходить нужно от темпа собственной речи. Прежде чем выходить на публику, обязательно потренируйтесь дома. Вслух.

Если доклад – письменный, то его объём обговаривается преподавателем заранее. У него свой интерес в этом – все работы студентов еще и прочитать нужно)))

2) Количество литературных источников может быть любым, это зависит от темы исследования. В основе могут лежать даже институтские лекции. Если для раскрытия темы достаточно изучить только одну книжку, то и достаточно)))

Если сама тема не указывает чётко на количество источников, а вы хотите выпендриться получить «5+++», то придерживайтесь такого негласного правила: «количество литературы примерно равно количеству страниц».

Не помню, чтобы прям обязательным условием было указывать источники в конце работы (структурный элемент – список источников). Думаю, тут на усмотрение студента. Но, чаще всего, это прописывается преподавателем, как отдельное требование. Но если доклад письменный, а от препода нет никаких установок, то лучше выполнить работу по привычной схеме:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список источников.

На всякий случай)))

3) По оформлению каких-то прописных правил и ГОСТов не существует (в отличие от реферата). Есть только общие требования к стилистике. А научный стиль предполагает специфический язык. Для него характерны такие особенности:

  • логичность – смысловая связь между кусками текста;
  • последовательность – одно вытекает из другого (например, вывод из содержания), и нет противоречий;
  • ясность – когда текст доступен для понимания.

Последний пункт вызывает, конечно, вопросы)) Как научный язык может быть одновременно сухим, мудрёным и ясным – загадка)))

Часто публичные доклады, озвученные на какой-то конференции, публикуют в сборниках. Возможно, вы уже встречали такие непериодические издания.

Теперь я всё знаю про доклад

Подведём итоги

Итак, доклад – это письменная форма устного выступления. Ключевое здесь – форма))) Это публичный способ подвести итог какого-то научного исследования. Темой может стать любая научная работа, главное, что она научная.


Ниже представлены ссылки на статьи, которые дополняют данную:

Что такое реферат – здесь.
Чем отличается от реферата – тут.


* Методология. Здесь я имею ввиду «методологию научного исследования». Если коротко и просто, то это свод правил, как писать научное исследование (все его виды).

** Тезисы – то же, что и «научные положения». Смотри ниже)))

*** Научные положения – это кратко сформулированные идеи и мысли какого-то автора по некой теме, которую изучает студент. Главное в этих мыслях, что они научно обоснованы)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: